Глава из книги Б.П.Краевского «Лопухины в истории Отечества» (Москва, изд. «Центрполиграф», 2001 г.)
Не стоит удивляться тому, что Царевича Алексея Петровича, сына Государя Петра I и наследника Российского престола, мы поставили вслед за его Августейшей матерью в ряд выдающихся представителей рода Лопухиных. В нем действительно текла горячая лопухинская кровь, да и родство Лопухиных с Царским родом давало им естественное право считать сына дочери боярина Федора Лопухина своим. Они и считали его своим, близким, родным. Поэтому и помогали ему, как могли, как стремились помогать по мере сил его несчастной матери. За связи с опальной Царицей и Царевичем, за родственное отношение к ним Лопухины потерпели грозные опалы, пытки в застенках и казни.
Родство с Царствующим Домом в любой дворянской семье всегда почиталось великой честью, которой гордились не только ближайшие родственники Царской избранницы, но и их потомки. Поэтому не будет ошибкой сказать, что все Лопухины — и в восемнадцатом, и в девятнадцатом, и в двадцатом столетиях прекрасно помнили, что одна из представительниц их рода взошла на Престол Российского государства, а ее сын и их кровный родственник, пусть ему и не суждено было стать Царем, был отцом последнего Русского Императора по прямой мужской линии Дома Романовых.
Рассказ о Царевиче Алексее Петровиче, как одном из известнейших в истории людей лопухинского рода, закономерен. Но мы включили его в эту книгу вовсе не для того, чтобы просто напомнить об одержимости Царя Петра, который предпочел убить собственного сына, нежели оставить престол человеку, который должен был — по мнению Царя! — отказаться от его преобразовательских дел…
Да и так ли это было? Не заблуждался ли Царь, считая Царевича противником реформ в России? На этих вопросах и хотелось бы задержать внимание читателя, тем более что от правильного ответа на них в большой степени зависит оценка деяний и самого Царя Петра. Чтобы ответ не был голословным, обратимся к историческим фактам, историческим документам, суждениям крупных историков и попытаемся разобраться в положении России конца XVII — начала XVIII века, в политике ее Государей и побудительных причинах этой политики.
Об интересующем нас времени Василий Осипович Ключевский писал: в Европе «на развалинах феодального порядка… в XVI и XVII веках создавались большие централизованные государства, наряду с этим и народный труд вышел из тесной сферы феодального поземельного хозяйства… Благодаря географическим открытиям и техническим изобретениям открылся широкий простор для деятельности, и он начал работать на новых поприщах и новым капиталом… Оба эти факта — политическая централизация и городской, буржуазный индустриализм — вели за собой значительные успехи… Поэтому в XVII веке Россия оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI века. Итак, западное влияние из чувства национального бессилия, а источником этого чувства была все очевиднее вскрывавшаяся в войнах, в дипломатических сношениях, в торговом обмене скудость собственных материальных и духовных средств перед западноевропейскими, что вело к сознанию своей отсталости» .
Исчерпывающая формулировка происхождения неизбежной оглядки на Европу, данная В.О. Ключевским, полностью объясняет усилия Российских Государей преодолеть этот разрыв, догнать Запад. Именно таким путем вели наше Отечество Цари новой династии Романовых.
Царь Петр вовсе не был первым Русским Государем, который обратил свои взгляды на Европу. Столь же последовательными европеистами были и его отец Царь Алексей Михайлович, и дед — первый Романов на Русском престоле. Это Царь Михаил Федорович около 1630 года создал первые в русском войске «полки иноземного строя», которые призваны были помочь России в надвигавшейся тогда войне с Польшей. Царь Алексей Михайлович широко развил идею регулярной армии европейского типа, при нем «иноземный строй» стал обычным, и солдатские полки составили основную силу Царского войска. В начале царствования Государя Алексея Михайловича был составлен устав или наставление для обучения солдатскому строю — «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Позднее появился «Новый строй — наказ разборщикам», на основе которого задолго до рождения Царя Петра тысячи русских мужиков проходили обучение военному делу по европейскому образцу.
Еще один довод, подтверждающий нашу мысль, — история русского флота. Построить его задумал Царь Алексей Михайлович. Он же пригласил в Россию корабельных мастеров из Голландии (из той самой Голландии, где позже будет черпать корабельную премудрость его сын). Эти мастера построили в Коломенском уезде на Оке первый русский морской корабль «Орел», который был переправлен в Астрахань, там оснащен и торжественно освящен. Одновременно для сопровождения «Орла» было построено несколько мелких судов, а также принята идея создания русского гребного флота (вспомним петровскую галерную флотилию и ее победу при Гангуте — вот где истоки этого успеха). Царь Алексей Михайлович искал и выходы к морю для России, но не путем кровопролитной войны, тянувшейся почти четверть века и истощившей силы государства, — мы имеем в виду Северную войну. Еще в 1662 году, за десять лет до рождения Петра Алексеевича, Царский посол обсуждал вопрос об аренде для русского флота гаваней в Курляндии. Что же до первого русского корабля, то его безвременно загубили печальные обстоятельства: освящение «Орла» в Астрахани состоялось в 1669 году, а через год, в 1670-м, захватившие город ватаги разбойника Стеньки Разина сожгли его вместе с мелкими судами.
Вспомним историю российского железоделания. Горно-металлургический промысел у нас зародился еще в 1491 году, когда государь Иван III послал первую геологоразведочную экспедицию на Цимлу, где были найдены рудные залежи. Именно тогда началась их первая добыча и переработка, правда в небольших масштабах. Основательное начало крупному производству (или, как сказали бы сейчас, индустриализации России) заложил Царь Михаил Федорович. Во второй половине 20-х годов семнадцатого столетия в Россию были приглашены из Западной Европы мастера-рудознатцы, которых отправили с экспедициями на Северную Двину, в Соликамск, Мезень, на Печору, в Енисейск, Югорский Шар, на Канин Нос… Для «нахождения золотых и серебряных руд» был тогда же нанят английский мастер Бульмерр. Уже в 1634 году Царь Михаил Федорович послал людей «делать много меди на Москве» из уже найденных руд и освоенных рудников. В 1644 году некто Марселис из Гамбурга получил от Царя двадцатилетнюю концессию на устройство железоделательных заводов на реках Костроме, Шексне и Ваге. А голландец Виниус уже делал к тому времени чугун и железо близ Тулы. И хоть много чугуна, железа, изделий из него, оружия приходилось покупать на Западе (мы и потом делали то же самое), свое, отечественное производство развивалось. И это было за десятилетия до рождения будущего Царя Петра.
На этих страницах мы не открываем ничего нового. Эти факты известны давно, но кроме серьезных ученых ими мало кто интересовался, поскольку они не соответствовали официальной и господствовавшей концепции. Согласно этой концепции Царь Петр I Алексеевич был Великим преобразователем отсталой России; Государем, который ввел ее в семью европейскую; Отцом Отечества, которому потомки обязаны вечной благодарностью за его исторического значения труды…
Правда же состоит в том, что все, что сегодня приписывают одному Царю Петру, делалось на Руси и до него, и достаточно быстрыми темпами, но без «больших скачков», без сокрушительной ломки всего, что только есть вокруг, без насилия над людьми, над их волей и чувствами. Уже Царь Алексей Михайлович стремился взять от Европы все, что она могла дать России. Его старший сын Царь Федор Алексеевич также был убежденным сторонником сближения с Западом. При его дворе, что далеко не всем известно, носили европейское платье, многие придворные брили бороды, звучал клавесин.
В такой обстановке и явился на свет Царь Петр Алексеевич… Процитирую строки из большого исторического обзора, напечатанного в журнале «Родина» в 1913 году, когда праздновали 300-летие Императорского Дома Романовых: «Вот он — великан ростом, в косую сажень в плечах, с силою гиганта, с трясущейся головой, с глазами, сверкающими безумием, с искривленными губами, с вечной жаждой разрушения, неуравновешенный в своих порывах, действовавший без всякого плана, постоянно стремящийся в неведомые дали. Вот он, которого близкие ему люди называли «великим», а народ — «антихристом». Да простит ему всеведущий Господь его дела, его ошибки! Думается, что он желал блага. Что поделать, если этого не вышло! Видно, судьба России такова!»
Согласитесь, не самая лучшая оценка деяний Царя, Государя всея Руси… Конечно, есть и противоположные оценки, приводятся «демократические» доводы в пользу Царя, который «на Троне вечный был работник». Да, Царь Петр сам умел делать почти все — его руки были мозолисты от топора, он мог составить чертеж корабля, лично редактировал «Юности честное зерцало», рвал зубы, сам однажды сшил себе сапоги, мог зарядить пушку и нацелить ее… Да, человек дела, вникающий по-хозяйски во все детали и подробности… Но разве мало было на Руси отличных плотников, хороших чертежников, артиллеристов и сапожников?! Своим ли делом занимался Царь Петр, не увлекся ли тешащим самолюбие стремлением к рукомеслу вместо того, чтобы должным образом подготовиться к государственным делам и заниматься именно ими. Ведь к этому он был призван самим рождением своим! Не надорвался ли Царь Петр на мелких делах, которые могли делать другие? Не говорит ли о неразумном устройстве Царем собственной жизни сама смерть его — он кинулся в холодные воды Лахты спасать тонущих матросов, простудился и вскоре после этого умер, оставив массу незавершенных дел и не оставив никого, кто мог бы достойно ему наследовать… Предвижу возражения: погибнуть, спасая других, отдать жизнь «за други своя» — это не блажь, а христианский подвиг. Да, это верно, может быть, для всех, но не для Царя, на которого Бог возложил особую ответственность за миллионы других людей, не для Помазанника Божия, которому Господь вручил целое государство, целый народ!
В девятнадцатом, а затем и в двадцатом столетиях личность и дело Царя Петра безудержно превозносили. О причинах этого мы уже говорили в предыдущей главе, посвященной последней Русской Царице Евдокии Федоровне. Не станем повторяться, но все же скажем, что гражданам следует знать подлинную историю своего Отечества, а не миф о нем. Нельзя полагаться на ходячие стереотипы, пусть они и устойчивы, пусть опираются на авторитет таких известных людей, как историк С.М. Соловьев или художник Н.Н. Ге, который в известной картине «Царь Петр I допрашивает Царевича Алексея Петровича в Петергофе» изобразил виноватого Цесаревича и праведно гневающегося Царя Петра. На этой картине следует остановиться, ибо она сыграла заметную роль в создании в глазах общества образа Царевича.
Художник задумал ее сразу же по возвращении из Италии. «Десять лет, прожитых в Италии, оказали на меня свое влияние, и я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я почувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину «Петр I и Царевич Алексей», — писал позже Ге. — Во время писания картины я питал симпатии к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало его…»
Николай Николаевич Ге очень серьезно подошел к работе над картиной: изучал исторические материалы, читал подлинные документы петровского времени и понял, что Царь Петр — отнюдь не идеал. И все же полностью освободиться от господствующей тогда точки зрения художник не смог. Он принял компромиссную точку зрения: «ни Царь, ни сын его не были правы, хотя общественные интересы оправдывали жестокость Петра». Это и привело к искажению исторической правды в талантливом произведении. И дело даже не в том, что допросы Царевича никогда не велись в Петергофе и что Царь во время таких допросов, как свидетельствуют современники, вовсе не был так эпически спокоен и грустен, как у Н.Н. Ге. Главное в том, что Царь видел перед собой не «блудного сына», но ненавистного сына Евдокии, который мешал его планам провозглашения Наследником престола маленького Петра Петровича, а Царевич вовсе не ощущал себя виноватым и не каялся. Так мастерски выполненный холст способствовал распространению ложного взгляда на историческое событие.
В искажении подлинного образа Царевича Алексея Петровича во многом виноваты литература и искусство. Особенно не повезло Царевичу в советское время. «Красный граф» А.Н. Толстой, о котором современники дружно говорили, что он столь же талантлив, сколь и беспринципен, написал увлекательный сталинистский роман «Петр Первый», в котором вдохновенно воспел правившего тогда кровавого тирана, находя его прообраз в «великом патриоте» Царе Петре. По этому роману сняли прекрасный фильм — сценаристом был, конечно, все тот же «граф», — где Н. Симонов сыграл на редкость героического и самоотверженного Царя, а Н. Черкасов — столь же ничтожного и отвратительного Царевича. Кстати, внешний облик кинематографического Царевича был целиком «списан» Черкасовым с картины Н.Н. Ге, о которой мы только что говорили. Рассказывали, что «вождь всех времен и народов» десятки раз смотрел эту картину. Конечно, после таких романа и кинофильма никакие иные интерпретации образов Царя и Царевича при Сталине были просто невозможны, а позже — действовала инерция. Так два художественных произведения, сделанные по специальному заказу, подменили беззащитную бедняжку Клио… Применительно к Царю Петру она не оправилась и по сей день — совсем недавно некоему грузину удалось поднять фигуру своего Петра над Москвою-рекою на несуразную и неприличную высоту…
Справедливости ради надо сказать, что в литературе нашего времени случались иной раз и другие оценки деятельности и личности Царя Петра. Гораздо более близкой к исторической правде была, например, оценка Д.С. Мережковского, который попытался в своем известном романе правдиво показать и отца, и сына, проникнуть в их внутренний мир, в самую суть их расхождений. А Максимилиан Волошин в своей поэме «Русь», написанной в 1924 году, дал неожиданно современную и весьма точную характеристику деяниям Петра:
Великий Петр был первый большевик,
Замысливший Россию перебросить,
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет, к ее грядущим далям…
Однако любые попытки нетрадиционно взглянуть на Царя Петра Алексеевича тонули в дружном хоре славословия и ровно ничего не меняли в заданном общественном мнении.
…Это длинное отступление понадобилось для того, чтобы донести до читателя наше понимание принципиальных разногласий между Царем Петром и Царевичем Алексеем. О Царе до сих пор говорят как о поборнике всего нового и лучшего, как о Государе, устремленном вперед, а о Царевиче, даже осуждая жестокость отца и жалея сына, — как о ретрограде и стороннике московской старины. Это — вульгарное, примитивное и фактически неверное противопоставление. Да, они были противниками, но суть их расхождений в государственном плане была иной. К ней мы еще вернемся…
Сначала же о личных, семейных отношениях Царя и Царевича, наложивших серьезный отпечаток на всю трагедию «Петр — Алексей». На отношение Царя к сыну постоянно влияла стойкая нелюбовь Петра Алексеевича к матери Царевича и своей первой жене Царице Евдокии. Сын все время ощущал это. Исключение составляли, пожалуй, только детские годы. До восьми лет он рос в замкнутом и ласковом для него мире кремлевских теремов. Терема эти сохранились до сих пор. Гостю Большого Николаевского дворца достаточно подняться по лестнице, ведущей из Владимирского зала «наверх», чтобы увидеть палаты, где прошло детство маленького Царевича. Несомненно, любимыми местами его гуляний и игр были «висячие» верхние сады (они не сохранились) и доныне возвышающийся над Кремлем маленький теремок, надстроенный над теремами. Это большая, просторная и очень светлая комната, что для теремов было редкостью. Из окон теремка, а особенно из башенки, открывался чудесный вид на всю Москву и даже ее пригороды. Маленький Алексей Петрович был последним Царским отпрыском, который резвился в этом удивительном теремке. Позднее дети Российских Государей росли в Петербурге.
Розовое детство кончилось для Царевича в 1698 году, когда его, восьмилетнего, отобрали у матери и увезли к отцу в Преображенское. Сделано было это грубо и жестоко, мальчика буквально вырывали из объятий кричавшей матери. Такое не забывается. Царевич никогда так и не простил отцу опалы и заточения матери, да и страшных лет, проведенных им в Преображенском, где под окнами дворца располагались избы знаменитого Преображенского приказа. Там каждый день пытали людей, постоянно раздавались крики боли и ужаса. Да и менее близкое соседство не было таким уж радужным. Из окон Царевича было видно Сокольничье поле, все изрытое окопами, флешами и другими фортификационными сооружениями. Там стояли пушки, лежали горки пушечных ядер и часто слышались выстрелы. На этом же поле, превращенном в экзерциц-плац, постоянно шли учения будущих гвардейских полков: выкрики команд, ружейная стрельба, перестроения шеренг… Словом, это был мир, близкий и милый сердцу Царя, но восьмилетний Царевич взирал на все это, как свидетельствуют источники, по меньшей мере с непониманием и неприязнью, а иной раз и с ужасом.
У нас нет сведений, которые говорили бы о том, что кто-либо специально занимался воспитанием маленького Царевича. Но то, что его обучали, несомненно. Известно, что Царь хотел дать сыну должное образование, и это ему удалось. Царевич Алексей Петрович знал латынь, голландский, французский и немецкий языки, неплохо разбирался в математике, фортификации (об этом мы еще скажем), интересовался географией, историей, естественными науками. Образование Алексея Петровича — очевидная заслуга Царя Петра. Но сколько-нибудь приятных воспоминаний детства и отрочества, связанных с отцом, у Царевича не осталось и остаться не могло.
До тринадцати лет Царевич Алексей жил в Преображенском дворце, время от времени сопровождая отца в его церемониальных и деловых поездках. Видимо, Царь хотел приучить сына к представительству, к условиям жизни при Дворе. Сохранилось немало описаний различных церемоний, в которых участвовал подросток Царевич. Принадлежат они, как правило, перу иностранцев, которые старались, описывая московскую жизнь, не упускать из виду наследника престола.
В известных записках «Путешествие в Московию» француза Корнелия де Бруина, который ездил по России в 1702—1703 годах, содержится, например, описание пышной свадьбы одного из любимцев Царя Петра, которая состоялась в Москве весной 1702 года:
«Свадьба самая праздновалась в Немецкой слободе, в доме генерала Аефорта, недавно умершего… Ехали туда все из города. Царь был впереди на величавом черном коне. Платье на нем было из золотой парчи, самой великолепной. По левую руку от него находился господин Александр Данилович Меншиков, одетый также в платье из золотой парчи, на отличном же коне, богато убранном и имевшем на передних ногах, как у царского коня, серебряные кольца… Вскоре затем увидел я царевича верхом на лошади, в сопровождении множества боярских детей, а стремянной прислужник вел под уздцы лошадь его. У ворот молодой царевич сошел с лошади и стоял, пока карета новобрачных не вошла в ворота, после чего царевич прошел через двор в дом».
В тринадцать лет Алексея Петровича записали в солдаты бомбардирской роты Преображенского полка. Его, еще малолетнего, Царь сначала отправил в Архангельск, где строились корабли, на попечение «сердечного друга» Меншикова, затем возил с армией по Ингерманландии, где русские войска брали шведские крепости Нотебург, Ямбург, Ниеншанц… «При армии» Царевич был до семнадцати лет. У нас нет сведений о том, чтобы Алексей Петрович как-нибудь проявил себя в сражениях, но очевидно и то, что Царь Петр в те годы отнюдь не считал сына бездарным и бесполезным. Правда, близости между отцом и сыном так и не возникло. Царь был занят и не пытался вникнуть в душу сына, не стремился понять его. Отчуждение углублялось, превращалось со временем в откровенную нелюбовь, если не сказать более.
И все же Царь считал сына единственным наследником престола и готовил его к государственной деятельности. В 1707 году Царь поручил ему организовать в Смоленске магазин для снабжения армии, и Царевич точно и в срок выполнил это поручение. Поскольку в то время была вполне реальной угроза шведского похода на Москву, Царь послал его в Первопрестольную для организации фортификационных работ — вот когда пригодились уроки крепостного дела, полученные в детские годы.
Алексей Петрович писал отцу из Москвы поздней осенью 1707 года: «Дело здешнее городовое зело было до сего времени худо (для того, что были надсмотрители над работниками худые), и я того ради предложил всем министрам, дабы они всяк себе взял по болварку (фольварк, земляное укрепление. — Примеч. ред.) и делали б скорее. А ныне разделено им всякому по болварку и кому где определено, тому в сем письме ведомость. А дерновая работа уже гораздо худа, для того, что здесь уже снег пал. Артиллерию, что надлежит к наличному, велел готовить. Гарнизон по данным Мусина пунктам, чтоб было в 13 000, и о сем говорил я, и господин Стрешнев людей боярских доставил к смотру, и ныне их смотрю, также господин Иванов рекрут, и господин Курбатов посадских. Хотели поставить вскоре, а как пересмотрю, буду смотреть ланс- армию».
Известно, что Царевич Алексей Петрович приехал в Москву 20 октября и несколько дней осматривал сделанное «под колокольный звон и салютационную пальбу». Бастионы были не готовы. Царевич собрал начальников и сделал весьма дельные распоряжения. Работа пошла лучше. Это отметил и сам Царь, прибывший в Москву 5 декабря, чтобы удостовериться в готовности укреплений. И опять при осмотре палили пушки, и опять трепетали от страха ответственные за стройку вельможи. На этот раз обошлось, и Царь остался доволен и работой Царевича, и болварками. К счастью, они не понадобились. В этот свой приезд Царевич осмотрел и строительство храма Вознесения за Серпуховскими воротами, который строился «его иждивением» .
Остатки земляных укреплений, построенных в то время Царевичем Алексеем у ворот Московского Белого города, археологи и строители находили в Москве даже в двадцатом столетии. Пусть они оказались напрасными, потому что Король Карл повернул с войском на юг, где и был вскоре разбит при Полтаве, но Царевич настолько хорошо выполнил поручение отца, что был даже назначен им на какое-то время исправлять должность Московского губернатора. Затем Алексей Петрович укреплял Вязьму, а в начале 1709 года получил на короткое время главное командование над армией. Мы знаем об этом из донесения своему правительству английского посла при Российском Дворе: «…Его Величество, представив во избежание всякой распри между князем Меншиковым и фельдмаршалом Шереметевым, начальство над армией царевичу-наследнику, сам отправился в Воронеж». В год решающего столкновения России и Швеции на суше, еще перед славной Полтавской баталией, Царевич Алексей Петрович ездил в Москву для набора и обучения войска и привел к отцу пять подготовительных им московских полков.
И позднее Царь Петр поручал Царевичу ответственные дела: в 1711 году Алексей Петрович командует войсками, действовавшими в Померании. В ответ на очередной доклад он получил такой, например, ответ от отца, датированный мартом 1712 года: «Письма ваши трои я на нарочных почтах и с куриерами получил, на которые не имею что ответствовать, ибо вам там будучи лутче возможно управить, по конъюнктурам нынешним смотря». Из этого письма ясно, что Царь полностью доверял способностям Царевича разобраться в обстановке и самостоятельно принимать правильные решения. Так было еще в начале 1712 года. Но позже произошла резкая перемена, которая привела к непримиримому и трагическому столкновению этих двух способных, самолюбивых, гордых и самостоятельно мыслящих людей.
Что же случилось? Что произошло?
Ответ, кажется, прост: в 1712 году Царь Петр Алексеевич официально женился на Екатерине Скавронской и понял, что у него может появиться новый законный наследник от второй и любимой жены…
Вернемся, однако, к нашему герою и попытаемся представить себе, каким все-таки человеком стал к своим взрослым годам Царевич Алексей Петрович? О сыне Царя Петра Алексеевича писали разное: одни, считавшие первого Русского Императора безоговорочно великим, называли Царевича злобным, упрямым, ханжой и ретроградом. Другие, противники Петра, считали чуть ли не святым. Истина, как всегда, лежит между крайностями.
«Царевич Алексей Петрович был не только неглуп, но даже очень умен, с примечательным рассудком, — пишет о нем знаменитый историк М.П. Погодин. — Самое убедительное тому доказательство представляют собственноручные его донесения отцу во время управления Москвою и при исполнении разных поручений, объяснения с цесарем, речи, обращенные к Шенборну, письма, писанные в Россию в Сенат и к архиереям, даже показания, сделанные в суде под пыткою, ответы на допросные пункты, писанные без приготовления. То же доказывают многие разговоры его о политических делах, суждения о России и других государствах, известные по несомненным документам. Ум виден и в его глазах, судя по портрету.
Он был достаточно образован: объяснялся и писал по-русски и по- немецки хорошо, и если не любил заниматься, то и не прочь был от занятий: читал книги, заботился о книгах, делал выписки даже во время болезни в Карлсбаде, просил о доставлении книг и выписывал, любопытствовал осматривать разные достопримечательности.
Был набожен, по крайней мере, твердо знал устав церковный, беспрестанно просил священника для себя и в Неаполь и потом для своей возлюбленной, ездил из Неаполя перед отъездом в Россию молиться мощам святителя Николая Чудотворца в Бари.
Из обращения с людьми видно его доброе и снисходительное сердце. Готов был признаваться в своих ошибках и проступках…»
Известно не так много русских источников, которые помогали бы проникнуть во внутренний мир Царевича Алексея Петровича. Едва ли не больше можно узнать из записок, донесений, мемуаров и писем иностранцев, живших тогда в России, которых, естественно, интересовала и личность Царевича, и его отношения с отцом. На основании части этих материалов, собранных и опубликованных недавно научным сотрудником Санкт-Петербургского филиала Института Российской истории РАН С. В. Ефимовым, можно судить о жизни Царевича Алексея в северной столице уже в зрелом возрасте, о его поведении и даже мотивах этого поведения.
Впервые Царевич Алексей Петрович побывал в «Санкт Питер Бурхе» в 1704 году, пишет на основе изученных им материалов С.В. Ефимов. Это случилось во время похода русских войск на Нарву. Однако, в отличие от своих родственников — Царицы Прасковьи Федоровны, Царевен Натальи и Марфы и дочерей Царя Ивана Алексеевича, Алексей Петрович переехал в Петербург на постоянное житье только в 1713 году, будучи уже женатым. Вместе с молодой супругой, урожденной принцессой Брауншвейг-Вольфенбюттельской Шарлоттой он поселился в специально для него построенном доме на левом берегу Невы недалеко от церкви Божией
Матери Всех Скорбящих Радости. Этот мазанковый дом, крытый черепицей, называли «регулярным дворцом». Справа от него стоял «дворец» любимицы Государя Царевны Натальи Алексеевны, а слева — «дворец» Царевны Марфы. Место для домов Царской семьи было выбрано не случайно, а «из-за прекрасного местоположения и здорового воздуха…, так как этот участок не подвержен наводнениям, подобно другим частям города», — писал шотландец П.Г. Брюс, родственник знаменитого сподвижника Царя Петра.
Этим домом, однако, не ограничивались владения Царевича Алексея Петровича в Ингерманландии. Он владел запасным двором на Второй линии Васильевского острова в Петербурге, усадьбами в Петергофе и деревне Купчино, Куровицкой мызой, землями в Нарвском, Алаторском и Ладожском уездах. Интересно, что своими владениями Царевич управлял сам и строго следил за отчетами управляющих. Объясняли это современники прозаически — у Царевича постоянно не хватало денег на содержание своего Двора и придворного штата супруги. Известный исследователь петровского времени Н.Г. Устрялов писал, что одно только жалованье придворным Царевны Шарлотты составляло 11 351 рубль в год — колоссальную по тем временам сумму.
В Петербурге Царевич Алексей Петрович старался жить тихо и уединенно и по возможности уклонялся от участия в шумных празднествах отца. Ганноверский резидент в Петербурге Ф.Х. Вебер отмечал в своих донесениях, что «Царевич обедает и ужинает со своими русскими кавалерами и любимое занятие его — чтение книг». Кстати о книгах. Царевич собрал довольно значительную библиотеку на русском и иностранных языках, в которой преобладали книги по всемирной истории, богословию, философии, генеалогии, церковному и гражданскому праву. Эти книги он купил главным образом во время заграничных путешествий. Среди книг, купленных во второй половине 1714 года, значатся в расходной тетради 73 тома. Среди них — «Книга Есопа», «Филология», «О познании самого себя», «Церковные истории», «Гибнерова генеалогия», «Толкование на Евангелия» и другие весьма серьезные издания.
Царевич довольно много читал: многие заставали его за чтением житий святых и евангельских текстов, штудированием европейских трудов по истории. Уже упоминавшийся нами Н.Г. Устрялов на основании документов писал: «Царевич во время пользования водами (это было осенью 1714 года, когда он ездил лечиться в Карлсбад. — Примеч. ред.) внимательно читал сочинения Барония и выписывал из него то, что относилось к современному порядку дел, присовокупляя нередко и свое мнение». Нас интересует даже не сам факт чтения Царевичем книги историка и кардинала Цезаря Барония «Деяния государственные и церковные от Рождества Христова до 1198 г.», а то, что Устрялов назвал «своим мнением». Вот — несколько из этих любопытнейших свидетельств образа мыслей Царевича Алексея Петровича: «Своеволие обуздай разумом», «Не считай себя мудрее других», «Заслужи любовь, а не страх подданных», «Будь правосуден, не взирая на лица», «Укроти жестокосердие даже в отношении врагов», «Не унимай вольного языка», «Правда да спит с тобою»… Целая программа поведения мудрого и справедливого правителя!
Отметим, что среди добрых истин, записанных Царевичем в свою записную книгу, нет и намека на его несогласие с сутью преобразований, проводимых его отцом.
Есть немало и других свидетельств, которые говорят о том, что Царевич Алексей был за продолжение нововведений, начатых, как мы знаем, даже не отцом его, но дедом и прадедом. Просто в те времена — вспомним умозаключение В.О. Ключевского — идеи реформирования России носились в воздухе, мыслящие люди постоянно говорили об этом и соответственно действовали на протяжении почти столетия, едва ли не с начала XVII века. Только глупцы могли тогда желать сохранения в неприкосновенности старой Московской Руси. Царевич конечно же не был таким…
Царевич Алексей поддерживал программу отцовских реформ, тем более что Царь всего лишь продолжал в этом отношении политическую линию, которую вели все без исключения Романовы на Российском престоле. Расхождения были не в программе, не в сути реформ, но в методах, темпах и способах их проведения. Вот в этом Царевич был не просто несогласным, но антагонистом отца, и их отношения — учитывая натуру и характер Царя Петра— не могли кончиться ничем хорошим. Два характера и две концепции проведения одних и тех же реформ неизбежно должны были столкнуться.
Но есть и еще одна, очевидно, более всего скрытая причина трагической гибели Алексея Петровича. К моменту начала так называемого «суда» над Царевичем, у него появился брат, еще один Царевич — Петр Петрович, сын любимой Петром Екатерины. Влияние на Царя его второй жены очень велико. По свидетельству современников, только она одна знала, как успокоить Царя в моменты эмоциональных взрывов, только она могла «уговорить его». Трудно понять корни и причины исключительной силы воздействия этой женщины на Царя Петра Алексеевича. Как утверждают практически все, она не блистала ни красотой, ни воспитанием, ни умом, зато была удивительно неприхотливой, выносливой и сильной физически. Даже бывалые воины дивились, что Царица, будучи в походе, могла неделями спать без всяких удобств, есть из солдатского котла. Удивляя окружающих, она могла поднять за самый конец тяжеленный фельдмаршальский жезл… Видимо, именно такая «походная жена» и была нужна непоседе Царю.
Эта влиятельная Царица и невзлюбила Алексея Петровича. А историк Н.И. Костомаров прямо утверждает: «Екатерина вооружала его против сына». Вторую жену понять можно: она заботилась о том, чтобы Русский престол достался ее сыну, а не законному наследнику… Царевич Петр Петрович прожил недолго, но самим фактом своего существования сыграл роковую роль в судьбе старшего брата.
Новая Царица была, впрочем, не одинока в своей ненависти к Царевичу Алексею. С нею заодно был еще один влиятельнейший человек того времени — светлейший князь Меншиков. Если Царица боялась возможного воцарения Алексея Петровича из-за своего сына, то Меншиков приходил в ужас от одной мысли, что ему придется отвечать перед новым Царем за все, что он натворил, пользуясь покровительством старого. Алексей Петрович на троне грозил шустрому Алексашке неминуемой гибелью. И он делал все, что мог, чтобы отделаться от ненавистного Царевича.
Обо всем этом, конечно, шептались в то время в Петербурге, но официальное отношение к Царевичу Алексею Петровичу, видимо, накладывало свой отпечаток на общественное мнение о нем. Иностранцы, в частности, считали, что он убежденный приверженец московской старины. Уже упоминавшийся выше С.В. Ефимов цитирует сочинение пленного шведского офицера «Состояние России при Петре I»: «Кронпринц испытывает большую неприязнь к иностранцам, и хотя он женат на иностранной принцессе, сам бывал в чужих краях и учился их языкам, однако во всем, помимо наружных одежд, придерживается прежних русских обычаев… и кажется, что принц лишь внешне следует иностранным манерам, а приветлив с иностранцами более из страха перед отцом, чем в силу собственных склонностей и желаний».
Французский дипломат А. де Леви доносил в Париж: «…если Бог отзовет его (Царя. — Примеч. ред.) из здешнего мира, то можно опасаться, что его преемник вместе с дворянством покинет этот город, чтобы возвратиться в Москву и восстановить там свою резиденцию, и что Петербург опустеет… дела примут совершенно иной оборот и придут в прежнее состояние».
Как видим, иностранцы подчеркивали, а может быть, и раздували расхождения между отцом и сыном, скорее всего, в собственных интересах. Неблагодарное дело гадать, что случилось бы, если бы… Но можно предположить, что Россия, окажись она под властью Алексея Петровича, развивалась бы по-петровски, но избежала бы «ломки по живому», ненужных тягот и жертв, оскорбления национального достоинства русских, а следовательно, и народных проклятий…
Но оставим всяческие «если». Припомним коротко, что случилось на самом деле. Поняв, наконец, реальность угрозы и почувствовав, что его ждет, Царевич предпринял попытку скрыться от своего страшного отца.
Он бежал в Австрию, что было логичным, коль скоро он решился на такое: в Вене правил тогда его свояк Император Священной Римской Империи Карл VI — и Алексей, и Карл были женаты на родных сестрах, принцессах Брауншвейгских. Император, конечно, потребовал объяснений, и Царевич написал строки, которые говорят о многом:
«Свидетельствуюсь Богом, что я никогда не предпринимал против отца ничего несообразного с долгом сына и подданного, и не помышлял о возбуждении народа к восстанию, хотя это легко было сделать, так как русские меня любят, а отца моего ненавидят за его дурную низкого происхождения царицу, за злых любимцев, за то, что он нарушил старые хорошие обычаи и ввел дурные, за то, что не щадит ни денег, ни крови своих подданных, за то, что он — тиран и враг своего народа».
Вчитайтесь — и здесь осуждение поведения Царя, но не его реформ. ..
Император Карл поместил своего свояка сначала в замок Эленберг в горном Тироле, а затем — под Неаполем в замок Сент-Эльмо, где беглец жил, как частное лицо, со своей спутницей Евфросинией.
Царь Петр сделал все, чтобы вернуть убежавшего сына. Он прислал к Царевичу послов — Толстого и Румянцева, которые передали ему прощение отца, если Царевич вернется в Россию. Царь обещал выполнить и просьбу сына — позволить ему жениться на девице Евфросинии. Что угодно — только вернись!
И он вернулся, поверив Царскому слову!
Толстой и Румянцев привезли Царевича в Москву 31 января 1718 года, где Царь Петр вел тогда «следствие» по «делу» Царицы Евдокии Федоровны, которую допрашивали в Преображенском приказе. А 3 февраля состоялась первая встреча блудного сына с родителем. Для этой встречи Царь собрал в Ответной палате Кремля представителей всякого чина людей «кроме подлого звания» и в их присутствии укорял Царевича. Он торжественно объявил, что лишает его наследования Русского престола, но прощает, и не будет карать, если он назовет всех своих сообщников. После этих слов Царь вывел сына в соседний покой, и там Алексей Петрович назвал отцу имена помогавших ему людей, прося Царя не наказывать их. Несчастный Царевич выдал тогда многих: своего друга Кикина, князя Вяземского, князя Долгорукова, Царевну Марию Алексеевну и других. Всех названных тут же схватили, страшно пытали, в ходе пыток прозвучали новые имена, которые так же попали в эту гигантскую мясорубку. Царь Петр, читая все «допросные листы» и лично участвуя в пытках, решил, что сын назвал имена не всех своих друзей. И посчитал, что руки у него развязаны. Петр Алексеевич тут впервые применил формулировку «за сие пардон не в пардон», что, по его мнению, давало право признать недействительным прощение, данное им Царевичу ранее.
Алексей Петрович обо всем этом, видимо, еще не догадывался, потому что в конце февраля писал отставшей от него в дороге из-за беременности Евфросинии: «Батюшка ко мне милостив; слава Богу, что от наследства отлучил. Дай Бог благополучно пожить с тобою в деревне…»
Еще в начале 1718 года Царь Петр потребовал от своих подданных отречения от наследника Алексея Петровича и новой присяги новому наследнику, своему малолетнему сыну от Екатерины Царевичу Петру Петровичу. Это вызвало недовольство в народе. Были и открытые проявления этого недовольства. Например, 2 марта 1718 года, когда Царь был в церкви, к нему подошел некий старик и подал лист бумаги. Это был печатный экземпляр новой присяги Царевичу Петру Петровичу и отречения от Царевича Алексея Петровича. И внизу, под печатным текстом, было написано крупным и четким почерком:
«Святым пречестным Евангелию и животворящему Христову Кресту поклоняюся и лобызаю ныне и всегда во избавление грехов моих… а за неповинное отлучение и изгнание Всероссийского Престола Царского Богом хранимого Государя Царевича Алексея Петровича христианской совестью и судом Божиим и пресвятым Евангелием не клянусь,и на том животворящего Креста Христова не целую, и собственною моею рукою не подписуюсь… Хотя за то и царский гнев на меня произольется, буди в том воля Господа Бога моего Иисуса Христа, по воле Его святой за истину аз раб Христов Иларион Докукин страдати готов. Аминь, аминь, аминь».
18 марта после московских казней Царь, захватив Царевича, уехал в Петербург.
В Петербурге, куда приехали на четвертый день, Царевича Алексея Петровича поселили не во дворце, а в доме «корабельного мастера Пальчикова». Этот дом и сейчас стоит на Дворцовой набережной под номером 22. Ныне это — двухэтажный особняк, который объединил под одной крышей сразу два старинных дома — угловой «дом Мурзина» в девять окон по фасаду и «дом Пальчикова» в пять окон. Вот в этой пятиоконной части нынешнего дома, подальше от угла, и поместили Царевича. Сюда приезжал для разговора с Царевичем Царь Петр, здесь состоялась и та «беседа», которую хотел отобразить Н.Н. Ге в своей картине, отсюда Цесаревича увезли в Петропавловскую крепость, откуда он так и не вышел.
Узнав о возвращении Царевича, князь Василий Долгорукий не удержался от публичного возгласа: «Вот дурак! Поверил, что отец посулил ему жениться на Афросинье! Жолв ему, а не женитьба! Черт его несет: все его обманывают нарочно». За эти слова неосторожного князя посадили в Петропавловскую крепость, благодаря чему мы, собственно, и узнали о его высказывании… Князь оказался прав. Царь и не собирался держать слово: последовали допросы, застенок, пытки.
Известно свидетельство одного из крестьян Мусина-Пушкина: работник был на мызе, где держали Царевича. После приезда туда Царя Царевича повели «под сарай», и оттуда долго слышались стоны и крики… Впрочем, факта пыток Царевича не скрывают и официальные документы. Становится понятно, каким путем были получены «собственноручные признания» Алексея Петровича. А «показал» Царевич страшное — будто просил у Цесаря войска, чтобы идти на Россию отвоевывать для себя трон… Сразу оговоримся, что и в прошлом, и в нашем столетиях ученые искали в архивах и России, и Австрии хоть какие-то подтверждения подобной просьбы. Ни в одном документе, а они сохранились, нет и намека на подобное!
Последние дни жизни Царевича Алексея были ужасны. Но не о нем и не о них хочется говорить в связи с этим. Эти трагические и страшные дни привнесли новые черты в характеристику Царя Петра Алексеевича. Можно сколько угодно говорить и о жестокости нравов того времени, и о дурном характере Петра, о его вспыльчивости и импульсивности, но история России ни до него, ни после не знала случаев, когда Царь-отец лично пытал бы сына-Царевича.
Еще один штрих — обман с высоты Престола. Кажется, это был тоже единственный случай — Цари могли быть несправедливыми, жесткими, жестокими, наконец, но они никогда не лгали своим подданным. Царь Петр и в этом оказался единственным в своем роде. «Верность данному слову всегда первою общественною добродетелью… Петр дал сыну свое родительское обещание не наказывать его, а потом предал мукам и смерти», — с горечью констатировал Н.И. Костомаров.
И еще одно, последнее, — стремясь уничтожить ненавистного сына, Царь Петр предпочел сделать это чужими руками: не он, видите ли, решил судьбу Алексея Петровича, а беспристрастный суд государственных людей… Напомним, что каждый член этого суда был в полной власти Царя и каждый боялся его пуще огня. Из 127 членов суда свои подписи под смертным приговором поставили 124 человека. И первым был, конечно, «мин херц» — Александр Меншиков, который не счел нужным указывать при этом чины и звания свои, как это сделали все другие, а написал только имя и фамилию, подобно августейшей особе…
И об этом хорошо написал В.О. Ключевский: «Служить Петру еще не значило служить России. Идея Отечества была для его слуг слишком высока, не по их гражданскому росту. Ближайшие к Петру люди были не деятели реформ, а его личные дворовые слуги… Эти не были в душе ее приверженцами, не столько поддерживали ее, сколько сами за нее держались, потому что она давала им выгодное положение».
Русские люди еще тогда, при Царе Петре, прекрасно понимали, что их Государь делает применительно к сыну недоброе и недолжное дело. Не случайно же свои подписи под неправым приговором поставили не все члены суда, недаром многие жалели Царевича и осуждали Царя. И позже, несмотря на безудержную официальную апологетику, было много россиян, отнюдь не считавших Царя Петра Алексеевича Великим Государем. Сделать это им не позволяло нравственное чувство — обман, коварство, убийство наши соотечественники никогда не оправдывали ничем.
А здесь — сам Царь проливает Царскую кровь!.. Многие считали, что Царь своим поступком указал дорогу последующим цареубийцам. В заключительных страницах романа Дм. Мережковского «Петр и Алексей», описывая «суд» над Царевичем, писатель вкладывает в уста своего героя Алексея Петровича поистине пророческие слова, обращенные к отцу:
«Кровь сына, кровь русских царей на плаху ты первый прольешь… И падет сия кровь от главы на главу, до последних царей, и погибнет весь род наш в крови. За тебя накажет Бог Россию!»
И разве не видим мы с вами, как тяжко это наказание. За убийством Царевича Алексея последовали убийства Императоров Петра III, Павла I, Александра II, Великого Князя Сергея Александровича, а затем всей Императорской Семьи Государя Николая II и других Августейших мучеников. Царская кровь перестала быть для России священной. И первый шаг к этому сделал Царь Петр.
И еще одну, последнюю, цитату позволю себе привести — из сочинения Н.И. Костомарова: «Трагическая судьба Алексея Петровича оставляет в истории поучительный образчик того нравственного закона, по которому содеянная несправедливость влечет за собою необходимость совершить другую, иногда целый ряд несправедливостей… Петр в молодости совершил несправедливое дело с женой… И вот делает еще одно несправедливое дело…»
Цепочка несправедливостей на этом не обрывается. Внук Царя Петра и сын Царевича Алексея несчастный Император Петр II Алексеевич из-за несправедливых суровостей деда оказался одинокой и беспомощной игрушкой в руках честолюбцев, которые меньше всего думали о нем и о России. Сначала Меншиков пытался женить его на своей дочери, потом, после изгнания светлейшего, то же самое хотел сделать князь Долгоруков. Никому из этих вельмож не было дела до подростка-Императора. За ним просто недосмотрели, и он увял, так и не успев распуститься…
Но и это еще не все. Закоренелая ненависть Царя Петра сначала к постылой супруге, а потом к строптивому сыну через десятилетия обернулась подозрительной нелюбовью императрицы Елизаветы Петровны к Лопухиным — членам фамилии, которую не жаловал и преследовал ее отец. И снова были пытки, кровь, смерть…
Если же вернуться к Царевичу Алексею Петровичу, то чем все закончилось — известно. Царевич кончил свои дни задушенный убийцами, посланными его отцом. Судьба Царевича трагична, как, впрочем, и судьба его сына Императора Петра II, который просто не успел ничего сделать. После кончины этого малолетнего Царя прекратилось наследование Романовыми Российского престола по прямой мужской линии. Вместе с Императором Петром II ушла и лопухинская кровь из жил Российских Государей.